Пиратство – международная организованная преступность: Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности мореплавания

2 Апр

В последние годы проблема борьбы с преступностью на море на международном уровне приобретает все большую актуальность. Глав­ным образом это объясняется активизацией деятельности пиратов во многих регионах мира, а также тем фактом, что пиратство все теснее переплетается с такими международными явлениями, как терроризм, наркотрафик и другими опасными противоправными деяниями.

Настоящая публикация вызывает повышенный интерес широким исследованием и глубоким анализом поднятых вопросов, ответы на которые характеризуют морское пиратство, а также меры борьбы с ним. Автор дает развернутое определение пиратства в международном морском публичном праве, рассматривает соответствующие международно-правовые инструменты и международные нормы, которыми регулируется сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью на море вообще и морским пиратством – в частности. Особенное внимание уделяется мерам по борьбе с преступными проявлениями на море в глобальном масштабе. Изучаются также вопросы, возникающие в связи с мерами противодействия пиратству и другим преступным проявлениям, которые принимаются в региональном масштабе, государством флага судна, прибрежными государствами и частными лицами. В заключение автор предлагает меры по организации уголовного преследования за пиратство и терроризм на море.

Определение пиратства

Проблема морского пиратства сегодня становится одной из со­ставляющих борьбы с международным терроризмом. Она уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей, представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствие неизбежного удорожания морских перевозок, что отрицательно сказывается на экономических показателях производ­ственной деятельности, в том числе и российского торгового флота, а следовательно, и на налоговых поступлениях в российский бюджет.

Преступления, совершаемые на море, должны рассматриваться как часть более общей проблемы между­народной организованной преступности, эффективная борьба с которой возможна на основе глобального и регионального сотрудничества государств, а также за счет совершенствования и унификации национальных законов.

В настоящее время опасными считают­ся ‘прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережья Африки (район Гвинейского залива и террито­риальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Самыми «пиратскими» являются побережья Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов. Таиландский залив и Южно-Китайское море. В Азиатско-Тихоокеанском регионе пиратство характеризуется тем, что большинство актов происходит в районах международных проливов — Малаккского и Сингапурского (ежегодно здесь проходит более 30 тысяч или ежедневно от 200 до 600 судов, около половины из них — танкеры), в пределах территориальных или архипелажных вод Малайзии, Индонезии или Сингапура. Также значительное число нападений на суда осуществляется в районах спорной юрисдикции, в особенности в Южно-Китайском море.

В 2010 году наблюдалась эскалация насилия, увеличение сроков захвата, более изощренный образ действий и расширение района нападений в южной (до Мозамбика) и восточной частях Индий­ского океана.

По сведениям Международного морского бюро, количество на­падений на суда по всему миру, по итогам 2010 года, выросло на 10 % по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. За год пиратам удалось захватить 53 судна, был взят в плен 1181 моряк, восемь были убиты1.

Свободное движение по морским путям по-прежнему имеет огром­ное экономическое значение для всего международного сообщества.

В отношении международно-правового регулирования такого международного преступления, как пиратство, следует отметить, что впервые определение пиратства сформулировано в ст. 15 Кон­венции об открытом море 1958 г.2, в соответствии с которой под пиратством понимаются:

1.  Любой неправомерный акт насилия, задержания или грабе­жа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

а)  в открытом море против какого-либо судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту;

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

  1. Любой акт добровольного участия в использовании какого- либо судна или летательного аппарата, если тот, кто такой акт со­вершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат является пиратским судном или пиратским летательным аппаратом.
  2. Любое действие, являющееся подстрекательством или созна­тельным содействием совершению действия, предусмотренного в п.п. 1 и 2 указанной статьи.

Статья 101 Конвенции по морскому праву 1982 г.3 воспроизводит определение пиратства, данное в Конвенции 1958 г.

Из регламентированного конвенциями определения пиратства можно выделить следующие признаки этого преступления:

  • оно может быть совершено только в открытом море, т. е. в пространствах вне юрисдикции какого-либо государства. В пределах государственной территории по­добные деяния квалифицируются по за­конам данной страны как разбойное на­падение, грабеж, бандитизм и т. д.;
  • направлено против другого судна, лета­тельного аппарата, или против лиц, или против имущества, находящегося на борту этого судна, а также против безопасности его плавания;
    • совершение актов пиратства только частновладельческим суд­ном или частновладельческим летательным аппаратом, а также военным кораблем, государственным судном или государствен­ным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, т. е. вышел из-под юрисдикции государства флага (ст. 102 Конвенции 1982 г.);
    • пиратство должно сопровождаться насилием, угрозой приме­нения насилия, актами задержания, грабежа и т. п., то есть со­вершение этих актов вопреки принципам и нормам международ­ного права. На практике насилие носит вооруженный характер;
    • пиратскими могут быть только действия, совершенные с личны­ми целями, то есть личное обогащение, корысть, месть и другая личная заинтересованность.

Следует отметить, что, основываясь на международно-правовом понятии пиратства, предмет такого преступления — морское или речное судно (отечественное или иностранное, государственное или частное, военное, торговое, научное или иное), находящееся за пределами государственной границы вне юрисдикции какого бы то ни было государства, так как в противном случае содеян­ное рассматривается как грабеж, разбой, бандитизм, а объектом преступления могут быть физические и юридические лица, если действия осуществляются в отношении принадлежащего им иму­щества, находящегося на борту судна или летательного аппарата.

Для целей статистики Международное морское бюро Между­народной торговой палаты определяет пиратство как «акт или попытку высадки на борт какого-либо судна с намерением совер­шить кражу или любое другое преступление, а также с намерением или способностью применить силу при совершении такого акта»4. Данное определение охватывает как сами акты, так и попытки нападений, независимо от того, находится ли судно у причала, на якорной стоянке или в море.

————————-

[1] Печатается с сокращениями

Кроме Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., на предот­вращение деятельности транснациональной организованной пре­ступности и борьбу с ней нацелен ряд международно-правовых до­кументов, например, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.5, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников6 и Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г.7

Конвенция борьбы с пиратством

На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г., в которой приняли участие 76 государств, под эгидой ИМО, ссылаясь на Резолюцию ГА ООН № 40/61 от 9 декабря 1985 г. и принимая во внимание Резолюцию Ассамблеи Междуна­родной морской организации А.584( 14) от 20 ноября 1985 г., при­зывая разработать меры по предупреждению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и безопасности их пассажиров и экипажей, была принята Конвенция о борьбе с незаконными ак­тами, направленными против безопасности морского судоходства8.

Указанная Конвенция применяется ко всем судам, за исключе­нием военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно-вспомогательных су­дов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации (п. 1 ст. 2), совершающим плавание (или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод) в водах, располо­женных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориаль­ного моря с сопредельными государствами (п. 1 ст. 4).

Таким образом, Конвенция не затрагивает иммунитета воен­ных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в коммерческих целях (ст. 2).

Конвенция в п. 1 ст. 3 определяет, что любое лицо совершает преступление9, если оно незаконно и преднамеренно:

а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы, или путем любой другой формы запугивания; или

б) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

в) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреж­дение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

г) помещает или совершает действия в целях помещения на борт судна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопас­ному плаванию данного судна; или

д) разрушает морское навигационное оборудование, или нано­сит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или

е) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или

ж) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с со­вершением или попыткой совершения какого-либо из перечис­ленных выше преступлений.

В соответствии с Конвенцией 1988 г. каждое государство — участник Конвенции должно включить в национальные уголовные законы соответствующие наказания за указанные выше престу­пления и принять меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, совершенных:

а) против или на борту судна, плававшего под флагом данного государства во время совершения этого преступления; или

б) на территории данного государства, включая его территори­альное море; или

в) гражданином данного государства или лицом без гражданства, проживающим в данном государстве.

Государство — участник Конвенции также вправе установить свою юрисдикцию в отношении любого из перечисленных выше преступлении, когда во время его совершения гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен во время его со­вершения или убит, а также если одно из упомянутых преступлений совершено в попытке вынудить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него (п. 2 ст. 6).

Капитан судна может передать компетентным органам (пред­варительно уведомив их, по возможности, до входа судна в террито­риальные воды) любого другого государства — участника Конвен­ции любое лицо, в отношении которого у него имеются разумные основания считать, что оно совершило одно из перечисленных выше преступлений. Принимающее государство заключает подо­зреваемого под стражу, безотлагательно об этом сообщает государcтву, которое установило юрисдикцию в отношении таких лиц и об обстоятельствах его задержания, а также, если таковые имеются,

о  результатах предварительного расследования10. Принимающее государство, когда у него имеются основания полагать, что Кон­венция не применяется к действиям, влекущим такую передачу, может отказать в приеме упомянутых лиц, оформив свой отказ заявлением о причинах (п. 3 ст. 8).

При сравнении Конвенции 1988 г., составляющей важное зве­но в системе международно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности мореплавания, с Конвенцией 1958 г. и Конвенцией 1982 г. можно выявить существенные различия.

Во-первых, можно говорить о различиях в целях и наборе дея­тельности, регламентируемых этими актами. Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных по­сягательств. Предметом регулирования в ней определяется борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве.

Во-вторых, существенное отличие Конвенции 1988 г. заключа­ется в пространственной сфере применения. Преступные деяния совершаются в пространствах, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства.

В-третьих, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в упоминавшихся международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств.

Так, Конвенция 1982 г. определяет, чт»-при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдик­ция) актов насилия в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства и может:

  • захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов;
  • арестовать находящихся на этом судне или летательном аппа­рате лиц;
  • захватить находящееся на нем имущество.

Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав третьих лиц.

Захват за пиратство может совершаться только военными ко­раблями или военными летательными аппаратами либо други­ми судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на пра­вительственной службе, и уполномочены для этой цели (ст. 107 Конвенции 1982 г.).

Конвенция 1988 г. закрепляет конкурирующую юрисдикцию государств: 1) тех, которых касается совершенное преступление; 2) только государств — участников Конвенции.

Общее для пиратства и деяний, предусмотренных ст. 3 Конвен­ции 1988 г., — юридическая квалификация их как международных преступлений.

Сотрудничество государств

Государствам следует сотрудничать в интересах безопасности че­ловеческой жизни на море, защиты окружающей среды и повышения морской безопасности путем расширения их усилий по пресечению и предотвращению любых актов пиратства и вооруженного разбоя против судов. В соответствии со ст. 100 Конвенции 1982 г. первичное обязательство всех государств заключается в том, что они должны в максимальной степени сотрудничать в деле пресечения пиратства.

На 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Ре­золюция A/RES/63/l 11 от 12 февраля 2009 г. по вопросам океана и морского права, призывающая все государства в сотрудничестве с Международной морской организацией к активной борьбе с пи­ратством и вооруженным разбоем на море путем принятия мер, в том числе касающихся содействия в создании потенциала путем обучения моряков, служащих портов и сотрудников правоохрани­тельных органов в предупреждении, отчетности и расследовании инцидентов, для привлечения виновных к ответственности в со­ответствии с международным правом, а также путем принятия национального законодательства”.

Международная морская организация приняла ряд содержащих руководящие указания документов о том, как предотвращать, го­товиться к предотвращению и реагировать на акты пиратства и вооруженного разбоя на море.

На 26-й сессии Ассамблея ИМО приняла в том числе Резолю­цию А. 1025(26) — Кодекс практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов, за­менившую Резолюцию А.922(22), а также, выражая озабоченность продолжающимися актами пиратства и вооруженного разбоя про­тив торговых судов у побережья Сомали, Резолюцию А. 1026(26), в которой призывает вс^заинтересованные правительства предпри­нимать все меры предосторожности для защиты судов под своим флагом от нападений пиратов, основанные на рекомендациях, разработанных Организацией.

Назначение Кодекса практики расследований преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов, со­стоит в том, чтобы предоставить в распоряжение государственных органов унифицированный порядок расследования преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем на море.

Пиратство рассматривается Кодексом как акт, определенный ст. 101 Конвенции 1982 г.

А определение вооруженного разбоя против судов регламенти­ровано Приложением к Кодексу п. 2.2, в соответствии с которым под вооруженным разбоем против судов понимается:

Любой незаконный акт насилия или ареста, или любой акт грабе­жа или угроза его применения, кроме акта пиратства, совершаемые с личными целями и направленные против судна или против лиц или имущества на борту такого судна в пределах внутренних вод государства, архипелага и территориального моря.

Любой акт подстрекательства или сознательного содействия совершению любого из вышеперечисленных деяний.

Таким образом, в данном документе сочетается географиче­ская сфера юрисдикции в отношении пиратства, предусмотрен­ная в Конвенции 1982 г., и юрисдикция над незаконными актами, предусмотренная в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и Протоколе к ней, расширяя пространственную сферой действия.

В Кодекс включены рекомендации государствам принять необ­ходимые меры по установлению своей юрисдикции в отношении преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов, в том числе внести, если это необходимо, соответствующие поправки в свое законодательство и тем самым создать условия для задержания и судебного преследования лиц, совершивших такие преступления.

В целях обеспечения заинтересованности капитанов судов сооб­щать обо всех случаях пиратства и вооруженного разбоя против судов в Кодексе содержится указание о том, что прибрежные государства и государства портов должны предпринимать все усилия для обеспече­ния того, чтобы подобные сообщения не влекли за собой для таких капитанов и их судов неоправданные задержки или обременяющие их дополнительные расходы. Прибрежным государствам рекомендуется заключать двусторонние или многосторонние соглашения, которые должны облегчать расследование актов пиратства и вооруженного разбоя против судов.

Кодекс содержит также положения о специальной подготовке сле­дователей, рассматривающих акты пиратства или вооруженного раз­боя во время или после их совершения. Помимо этого, в нем излага­ются основные принципы методики расследования и перечисляются обязанности следователей в таких вопросах, как сохранение жизни людей, предотвращение побега правонарушителей, охрана места пре­ступления и обеспечение безопасности доказательств. В заключи­тельном разделе, касающемся расследования, перечисляются меры, которые надлежит принимать с целью установления и регистрации всех соответствующих актов, записи показаний отдельных свидетелей, проведения тщательной судебной экспертизы мест преступления, поиска источников сведений, а также контроля за рассылкой ин­формации и полученных сведений соответствующим ведомствам. В соответствии с принципом соразмерности, введенным в данный документ, необходимые действия должны быть соразмерны совер­шенному преступлению и соответствовать нарушенным законам.

Акт пиратства или вооруженного разбоя против судов может за­трагивать разные национальные интересы: государства флага судна; государства, в чьей морской зоне произошло нападение; государ­ства предполагаемого происхождения преступников; государства гражданства лиц, находящихся на борту судна; государства, с ко­торым связаны права собственности на груз, и, возможно, также государства, в котором преступление было подготовлено, заплани­ровано либо с территории которого его совершением руководили или управляли. Меры, разрабатываемые и внедряемые в практику зашиты судоходства, осуществляются на трех уровнях: глобальном, региональном и рекомендуемом правительствам12.

Меры глобального уровня

В декабре 2002 года на 11 конференции Договаривающихся пра­вительств Международной конвенции по охране человеческой жиз­ни на море 1974 г. (СОЛАС-74)13 был принят ряд новых решений по усилению безопасности на море в виде дополнений к СОЛАС-74. В частности, были дополнены главы V и XI СОЛАС-74, а также при­нят Международный кодекс по охране судов и портовых средств, или, как его называют, Кодекс ОСПС, который вступил в силу с 1 июля 2004 года.

Последний из названных документов аккумулировал в себе все минимально необходимые международные требования и стан­дарты, которые в настоящее время действуют в области морской безопасности. Меры, содержащиеся в Кодексе ОСПС, направлены на предупреждение противоправных действий в отношении судов и портовых средств, однако, они не могут служить полной гарантией от таких действий.

Как следует из вышеприведенного примера, меры, разрабаты­ваемые международными организациями по борьбе с пиратством и морским разбоем на глобальном уровне, достаточно обширны14.

О том, к чему и как следует быть готовыми для избежания пи­ратских захватов, очень подробно изложено в последних рекомен­дациях ИМО, одобренных 86-й сессией Комитета по безопасности на море (КБМ) ИМО в 2009 г.:

  • Рекомендации правительствам по предотвращению и пресече­нию актов пиратства и вооруженного ограбления судов (цирку­ляр MSC.l/Circ.1333);
  • Рекомендации судовладельцам и судовым операторам, капита­нам и экипажам судов по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного ограбления судов (циркуляр MSC. 1/ Circ. 1334);
  • «Пиратство и вооруженные ограбления судов в водах у берегов Сомали. Наиболее эффективные методы предупреждения актов пиратства в Аденском заливе и у берегов Сомали» (циркуляр MSC. 1/Circ. 1332 — 1-й вариант, в ред. февраля 2009 г., и цир­куляр MSC. 1/Circ. 1335 — 2-й вариант, в ред. августа 2009 г., и циркуляр MSC. 1/Circ. 1337 — 3-й вариант, в ред. августа 2010 г.).
  • В Руководстве ИМО собственникам, операторам и капитанам судов, а также судовым командам по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов (циркуляр MSC. 1/Circ. 1334 от 23 июня 2009 г., заменяющий циркуляр MSC/Circ.623/Rev.3 от 29 мая 2002 г.) излагаются меры, которые должны приниматься для защиты себя и своих судов от пиратов и вооружен­ных грабителей, а также варианты возможных ответных действий в случае нападения. Предусматривается, что на каждом судне должен существовать судовой план безопасности или соответствующий план охраны судна, в котором должны быть закреплены процедуры о том, как предотвратить или подавить атаки пиратов и вооружен­ных грабителей. В этом циркуляре Комитета по безопасности на море подчеркивается в том числе необходимость сообщать как об удавшихся, так и о неудавшихся нападениях на судно в ближайший или региональный координационный центр пиратства (например, ReCAAP ISC в Азиатском регионе), государству флага, в Центр от­четности о пиратах Международного морского бюро.

ИМО рекомендует

В принятых ИМО рекомендациях правительствам относительно предотвращения и пресечения пиратства и вооруженного разбоя против судов (циркуляр MSC.1/Circ.1333 от 26 июня 2009 г., заме­нивший циркуляр MSC/Circ.622/Rev. 1 от 16 июня 1999 г.) указаны меры, которые государства должны принимать в пределах районов, определенных как подверженные актам пиратства и вооруженного разбоя. В частности, прибрежным государствам рекомендуется разработать планы действий относительно того, как предотвратить нападение на судно, а также как действовать в случае такого напа­дения. Учитывая возможность столкновения или посадки судна на мель в результате нападения, прибрежным государствам и государ­ствам порта рекомендуется разработать планы действий по предот­вращению каких-либо последующих разливов нефтепродуктов или утечек опасных веществ, которые могут перевозиться на судне.

Как следует из циркуляра, необходимо нейтрализовать деятель­ность пиратов и вооруженных грабителей, т. к. эти люди в соот­ветствии с международным правом и национальным законодатель­ством большинства стран преступники. Правительства должны избегать участия в переговорах с такими лицами и стремиться к привлечению виновных в пиратстве и вооруженном разбое против судов к правосудию.

Циркуляр предусматривает положе­ния об уголовной юрисдикции. Так. в случае задержания человека, совершив­шего акт пиратства или вооруженный разбой против судов за пределами тер­риториального моря любого государства, он должен быть преследован по суду в соответствии с законами государства, за­нимающегося расследованием по взаим­ному соглашению с другими существен­но заинтересованными государствами.

Кроме того, прибрежное государство должно оперативно реа­гировать на сообщаемые инциденты и в целях обеспечения при­нятия комплексных и имеющих практическую направленность ответных мер в связи с сообщениями об инцидентах пиратства и вооруженного разбоя против судов каждое государство должно организовать систему координации между судовладельцами и при­брежными государствами.

Государствами, имеющими общие границы в пределах районов, определенных как подверженные актам пиратства и вооруженного разбоя, следует заключать соглашения о сотрудничестве в отноше­нии предотвращения и пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя (в Приложении 6 приводится пример типового соглашения).

На 88-й сессии Комитета ИМО по безопасности на море при­няты в том числе Указания для должностных лиц компаний, от­ветственных за охрану, — подготовка компаний и экипажей к чрез­вычайным ситуациям, связанным с захватом пиратами судов в западной части Индийского океана и в Аденском заливе (MSC.1/ Circ. 1390, п. 18.53 MSC 88/26). Циркуляр предназначен для управ­ления компанией и действиями экипажей в критических ситуаци­ях, связанных с захватом судов.

…Как показывает практика последних месяцев, четкое следо­вание рекомендациям КБМ в совокупности с выполнением требо­ваний Кодекса ОСПС помогает экипажам противостоять пиратам и избегать захвата судов. Суда, капитаны и экипажи которых го­товятся к отражению атаки и не собираются отдавать имущество и сдаваться пиратам в плен без боя, наименее подвержены риску захвата. Любой риск при захвате судна сам по себе является сдер­живающим фактором для пиратов16.

С другой стороны, чаще всего захватам подвергаются суда, чьи судовладельцы и капитаны проявляют беспечность в вопросах само­обороны от пиратов, всецело полагаясь на помощь кораблей много­национальных оперативных сил (МНОС), действующих в районе Африканского Рога. Захват индонезийского танкера Pramoni, пере­возящего химикаты, — яркий тому пример.

Наиболее подготовлены в вопросах самообороны суда, чьими судовладельцами являются компании или граждане КНР, чьи эки­пажи укомплектованы на 100% гражданами КНР. Судя по всему, в Китае защиту своих коммерческих интересов на море и жизни своих моряков считают задачей государственной. Примером тому является химический танкер Touraine. Командный состав судна из бывших офицеров ВМС НОАК, на судне имеются подробно раз­работанные рекомендации по предотвращению захватов пиратами и специальная «противопиратская карта». Фактически на судне введена организация боевого корабля при прохождении пиратоо­пасных районов. Помимо этого, судно было включено в караван, охраняемый военным кораблем.

Следует отметить, что ИМО в отдельных случаях допускает ис­пользование для охраны судов вооруженной охраны и/или воору­жение экипажей огнестрельным оружием, но с рядом оговорок и ограничений, а именно:

  • вооруженная охрана на борту судна может использоваться для его охраны с разрешения судовладельца (компании) только при нахождении судна в пиратоопасном районе и только с согласия государства флага этого судна. Если при этом судно находится в территориальных водах какого-лй^о государства, то для нахождения на его борту вооруженной охраны должно быть получено разреше­ние и от этого государства (исключени­ем в этом случае может быть нахождение судна в территориальных водах Сомали) — (циркуляр ИМО MSC.1/Circ.1334);
  • вооружение экипажей огне­стрельным оружием не запрещается, но категорически не приветствуется (цир­куляр ИМО MSC.1/Circ.1334). На осно­ве вышесказанного судовладельцам (компаниям) и капитанам должно быть ясно хотя бы в общих чертах, какими возможностя­ми по использованию военной силы или вооруженной охраны они могут воспользоваться для обеспечения безопасности судна. По мнению Международного морского бюро, заманчивым пре­ступлением пиратство делает то обстоятельство, что в связи с тем, что нападения на суда совершаются, как правило, в территориальном море, то эти действия не подпадают под определение пиратства, содержащееся в Конвенции 1982 года, и не все прибрежные страны проявляют должные усилия по судебному преследованию пиратов, схваченных в собственных территориальных водах, за акты пират­ства, совершенные в пределах юрисдикции другой страны.

Пиратам — уголовную ответственность

По состоянию на май 2010 г. 9 из каждых 10 захваченных пира­тов судебному преследованию не подвергались, с осени 2010 г. к суду привлечены менее 10% задержанных. Ранее лишь некоторые военно-морские силы предпочитали немедленно освобождать за­хваченных пиратов, уничтожая суда и оружие. Ныне эта практика стала правилом, а судебное преследование — исключением. С се­редины августа по середину декабря 2010 г. командование силами операции «Аталанта» захватило 51 пирата, которые были немед­ленно освобождены17.

Международному сообществу следует принять исключительные меры, отвечающие серьезному характеру сложившейся ситуации и обеспечивающие необходимую оперативность исполнения.

Для эффективного судебного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве, требуется установить ряд условий для обеспечения непре­рывности процесса — от совершения правонарушения до вынесения приговора и лишения свободы. Однако на протяжении всей этой це­почки имеется ряд препятствий. С учетом оперативных ограничений и для недопущения применения так называемой практики «поймал — отпусти» следует упорядочить процедуру передачи пиратов компетентным судебным властям. В связи с этим будет необходимо устранить препятствия юридического харак­тера, связанные с наличием возможностей и политического характера.

Несоблюдение определенных предвари­тельных условий может сделать судебное преследование безрезультатным. Чтобы иметь возможность судить арестованных, все государства должны проверить наличие у себя солидного правового массива и в слу­чае необходимости внести изменения как материально-правового, так и процессуального характера.

В отношении материального права предлагается призвать все государства:

  • ввести уголовную ответственность за пиратство, как оно опреде­лено в Конвенции 1982 г.;
  • установить универсальную юрисдикцию в отношении актов пиратства.

В процессуальном отношении правовые рамки для задержания в море при соблюдении международных норм прав человека и с уче­том оперативных ограничений часто отсутствуют, и принимающим участие в борьбе с пиратством государствам было бы целесообразно их принять. Кроме того, три предложения могли бы содействовать сбору доказательств и их допустимости в суде: разработка типового международного протокола; обеспечение возможности преследова­ния за намерение совершить акт пиратства; содействие тому, чтобы потерпевшие давали показания18.

Следует положить конец безнаказанности пиратов — государства, ведущие борьбу с пиратством, расходятся во мнениях относительно способов достижения этой цели. Было предложено два радикально противоположных варианта: создание международного уголовного трибунала, с одной стороны, и укрепление потенциала государств региона без создания дополнительного механизма — с другой. Между этими двумя противоположными подходами был предложен целый ряд механизмов, до сих пор в Совете Безопасности отсутствует кон­сенсус в отношении того, какое решение выбрать.

Как следует из доклада специального советника Генерального секретаря по правовым вопросам, касающимся пиратства у берегов Сомали19, безотлагательно следует сделать следующее:

  • создать эффективные механизмы борьбы с пиратством, пока процесс профессионализации, распространения и усиления пиратства не достиг точки невозврата;
  • обеспечить последовательность между оперативным аспектом борьбы с пиратством и ее судебным и пенитенциарным аспек­том, пока моряки не утратили надежды;
  • устранить обусловленные пиратством дестабилизирующие фак­торы;
  • принять новый подход, который предполагает не только борьбу с симптомами, но также активную борьбу с коренными причи­нами пиратства, и целенаправленно содействовать экономиче­скому развитию Сомалиленда и Пунтленда.

В последнее время появились определенные позитивные тен­денции в решении задачи борьбы с международным пиратством. Так, в политической сфере это выражается, прежде всего, в том, что руководство ведущих стран мира и их коалиций осознало, что проблема пиратства является международной и может быть реше­на только коллективными усилиями международного сообщества, поскольку проблема имеет глубокие деструктивные политические, экономические и социальные корни.

В Стратегическом плане ИМО на период с 2004 по 2010 год подчеркивается, что Организация ищет способы повышения без­опасности морского транспорта, а также уменьшения и предот­вращения актов противоправных действий на море. Речь идет о развитии всестороннего и совместного подхода к решению этой проблемы20.

В последние годы правительства ряда стран, понимая актуальность принятия новых, более эффективных мер борьбы с морским пиратством и терроризмом, делают опреде­ленные шаги в этом направлении. Это каса­ется, прежде всего, налаживания и развития регионального сотрудничества и активизации взаимодействия между отдельными странами, вплоть до совместного использования их во­енных возможностей, а также более решительных самостоятельных действий, в том числе с привлечением к решению проблем морской безопасности своих военно-морских сил.

————————————————

  1. По материалам РИА Новости. — [Электронный pecypcj. Режим доступа: http:// korrespondebt.net/world/1175510-v-2010-godu-piraty-ustanovili-novyj-rekord
  2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 46. Ст. 457 (далее Конвенция 1958 г.).
  3. Бюллетень международных договоров. 1998. № 1 (далее Конвенция 1982 г.).
  4. А/56/58. С. 43.
  5. Собрание законодательства РФ. 26 ноября 2001 г. № 48. Ст. 4469. Вступила в силу в марте 1992 г. (далее Конвенция 1988 г.).
  6. Резолюция № 34/146 Генеральной Ассамблеи.
  7. Резолюция № 55/25 Генеральной Ассамблеи.
  8. ООН, конвенции и соглашения. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml
  9. По смыслу Конвенции, понятие «совершает преступление» включает и попыт­ку совершить преступление, и подстрекательство к его совершению, а также угрозу совершить преступление, если эта угроза может угрожать безопасному плаванию судна.

10.  Государство флага обеспечивает, чтобы капитан его судна был обязан предо­ставлять компетентным органам принимающего государства имеющиеся в распоряжении капитана доказательства, которые относятся к предполагае­мому преступлению.

11.  Резолюция A/RES/63/111, пункт 64.

12.  Скаридов А. С. Морское право / Академия гуманитарного образования. Ин­ститут по изучению проблем морского права. — СПб.: Academus, 2008, с. 580.

13.  На 88-й сессии Комитета ИМО по безопасности на море Комитет Резолюцией MSC.308(88) и Резолюцией MSC.309(88) принял поправки к главам 1 (правило 41 части «Электрические установки»), 2 (правила 1, 3 и 7) и (правила 18 и 23), а также к Дополнению (формы свидетельств) и к Дополнению Приложения к Протоколу (формы свидетельств).

14.  Кроме ГА ООН, они разрабатываются и издаются ИМО, Международным мор­ским бюро. Международным морским форумом нефтяных компаний. Между­народной палатой судоходства и Международной федерацией судовладельцев.

15.  Фомченко С. Н. Безопасность судна и его экипажа в пиратоопасных районах // Транспортная безопасность и технологи. 2010, № 2.

16.  В Аравийском море 27 марта 2011 года была совершена попытка пиратского за­хвата танкера Asia (судовладелец ОАО «Новошип»). В момент нападения судно находилось в 235 милях к северо-востоку от острова Сокотра. Быстроходная лодка с тремя людьми на борту попыталась сблизиться с танкером, однако после открытия охраной танкера предупредительного огня лодка развернулась и ушла к судну-носителю.

17.  Из письма Генерального секретаря от 24 января 2011 г. на имя Председателя Совета Безопасности S/2011/30 от 25.01.2011.

18.  Там же.

19.  Из приложения к письму Генерального секретаря от 24 января 2011 года на имя Председателя Совета Безопасности S/2011/30 от 25 января 2011 года.

20.  База данных документов ИМО.

«Морские вести России», № 1 (2014)

Автор:

Браювская Я. Е., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, преподаватель РГГУ, НПОУ «Академический институт гуманитарного образования».

Источник:

Морское обозрение. – 2015. – № 1. – С. 13 – 17.